Психология дошкольника
Возраст
от четырех до шести - период относительного затишья. Так или иначе,
ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее.
У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная
привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко
возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.
Приобретает малыш и известную самостоятельность.
В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает,
легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется
сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная
опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При
неправильной тактике легко, например, нарушается аппетит или режим
сна.
Сразу заметим, как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного
питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на
третьем году малыш вырастает приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет
около 3 кг. В дальнейшем темп этот несколько замедляется: до 5-7
см и до 2 кг каждый год. Если ребенок выдерживает данный темп, особого
беспокойства возникать не должно.
Ночной сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10
часов. И почти до самой школы рекомендуется также и дневной сон
- час-полтора.
Возникают известные трудности с вечерним засыпанием. Поэтому отход
ко сну необходимо обставить особым ритуалом: гигиенические мероприятия,
переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное
внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная
история, рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет,
относительная тишина.
Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для
ребенка. Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной
деятельности.
Навыки опрятности обычно уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое
время он продолжает; иногда просыпаться "мокрым". И в
этом случае нет места излишней спешке и нервозности. Бессмысленно
будить ребенка по ночам для того, чтобы он сходил на горшок. Пусть
все идет естественным путем.
Для привития гигиенических навыков используйте тягу ребенка к самоутверждению
и склонность к подражанию. Если взрослые сами постоянно выполняют
требования гигиены, то и малыш в конце концов почувствует необходимость
вымыть руки перед едой: и как же, он ведь совсем "большой".
Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность,
личную обособленность, свою "самость", у него начинают
формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще
говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались
моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее он уже отлично
знает, "что такое хорошо и что такое плохо", он уже может
понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично
совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства,
как гордость и стыд.
Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми,
хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить
похвалу.
Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию.
Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему
скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может - присмиревший
и серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим
сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.
В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия.
И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например,
малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством.
И вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот,
надо дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования,
если хотите. Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства
его души.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность
считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих.
Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что
у вас неотложные дела, важная работа.
Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в
гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в
играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается
не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения
и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским
условиям, а в дальнейшем и к школе.
Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к
подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко:
"Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда
с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда
вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими
людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы
обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету,
- все это имеет для ребенка большое значение.
Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты
вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже,
если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим
детям, вы уже воспитываете их плохо..." Пожалуй, лучше и не
скажешь.
Для большинства детей в обычных условиях характерно оптимистическое
восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим
образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую
психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения,
устраивать, сцены и скандалы.
Нет смысла рассказывать при детях различные страшные истории, говорить
о тяжелых болезнях и смерти, потому что для иного ребенка подобная
информация может стать сверхсильным раздражителем, своеобразным
трамплином для нервного срыва. Нужно постепенно, крайне осторожно
и в более старшем возрасте вводить маленького человека в сложный
и противоречивый взрослый мир.
Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни,
буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его
первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего
возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это чудесный художник! Творец
с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за
его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть,
какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота
и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми
вещами.
Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит
трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и
волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу.
Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем... В своей невинности
он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути".
Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ.
Его интересует буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов
и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа. При
объяснениях ребенок любит и просит повторений - они помогают ему
запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и
обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает
один и тот же вопрос. Ученые этот возрастной период так и назвали
- "стадия вопросов". Очень важно давать детям правдивые
ответы на вопросы, доступные их пониманию.
Когда-то Л. Н. Толстой писал, что для детей надо писать так же,
как для взрослых, что наиболее ценны и значимы те художественные
произведения для детей, которые одинаково интересны и взрослым.
В таких произведениях заключена глубокая жизненная и художественная
правда, но подана она таким образом, что каждый воспринимает ее
в зависимости от жизненного опыта.
Таковы, например, "Винни-пух", "Аленький цветочек",
детские рассказы Толстого, сказки Андерсена и народные сказки. В
своих ответах детям мы должны придерживаться такого же принципа,
в особенности это касается ответов на самые сложные вопросы.
Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться
от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам. Как
правило, если ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться
к родителям со своими переживаниями, сомнениями. Это, в свою очередь,
отчуждает родителей и детей, ведет к нарушению контакта между ними.
А без контакта, доверия невозможно нормальное развитие ребенка.
Для нормального развития личности ребенка и всех ее составляющих
- интеллекта, способности к творчеству, эмоциональной и социальной
сферы - необходимо, чтобы он с самого раннего детства испытывал
чувство защищенности, воспринимал заботу взрослых о себе.
В возрасте 5-6 лет у детей наступает известный в психологии "пик
страхов", когда возрастает число детских страхов, боязней и
их интенсивность. К 6 годам отмечается осознание конечности отдельной
жизни и формирование "страха смерти".
Таковы, в общем, основные особенности психологии детей дошкольного
возраста.
Психологический центр "Адалин"
|