• Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева
направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
• Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой
конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась
прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став
постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
• Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению,
ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
От 2 до 3 месяцев:
• Кукла на руке
Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях - вверх и
вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть.
Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных
способностей.
• Игрушка, которая может пищать
Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит
ему лучше почувствовать движения своей руки.
• Кукла на пальце
Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет
танец, тем больше это понравится ребенку.
• Позовите ребенка
Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш
голос и будет ждать, когда вы появитесь.
От 3 до 4 месяцев:
• Наблюдение за домашними животными
Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев.
Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
• Повесьте в манеже бусы
Манеж - прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно
пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно
было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками.
Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их
ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух
стульев).
• Жужжащие пчелы
Чтобы малыш почаще "гулил" и произносил разные звуки, попробуйте
спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про пчелиное
жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук "ж".
• Колобок
В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают
переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со
спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые
для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из
стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и
пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой
песенки - подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются
ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться
в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это
позволит ему легче справляться с трудностями.
От 4 до 5 месяцев:
• Поиграйте в прятки
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза,
затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!".
Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
• С горки катится игрушка
Постройте в детском манеже
небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на
колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных
связей между явлениями.
• Наблюдение за мыльным пузырем
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные
пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать
мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.
• Повозитесь с малышом
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс,
поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем
положении.
• Новые перспективы
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это
упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
От 5 до 6 месяцев:
• Блестящая кастрюля
Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в
нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам
нравятся "игрушки" взрослых.
• Перед зеркалом
Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост.
Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале
мама, а где он.
• Куклы-неваляшки
В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и
поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему
уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее
положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.
От 6 до 7 месяцев:
• Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную
коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь
знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит
его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем
больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
• Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок.
Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете
его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик
подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят.
• Посадите ребенка на плечи
Посадите малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом, ребенок
научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир
с высоты папиного роста.
• Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за
веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного, если
вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
От 7 до 8 месяцев:
• Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка.
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие
предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его
действия -- пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
• Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него
дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он
раскачивается.
• Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за
один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта
веселая игра.
• Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под
одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
• В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее
малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы
поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они
исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру
сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще
раз.
От 8 до 9 месяцев:
• Внимание к разным звукам
Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник:
телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай
собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень
важно для развития речи.
• Поиграйте со шляпой
Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая
собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким
образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот
модник полюбуется на себя в зеркало -- собственное отражение вызовет у него
восторг.
• Разные "языки”
У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть
разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие
звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас
собачка?"
• Игра "в прятки"
Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и
пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует
спрятаться, а вы его ищите.
• "Делай, как я"
Поиграйте с ребенком в "делай, как я". Бейте в "барабан",
хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром",
пусть малыш повторяет ваши движения.
• Игрушки в вазе
Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские
игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие
шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще
увлекательнее.
• Прозрачные и непрозрачные барьеры
Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте
еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером.
Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо,
сквозь барьер, или обойдет преграду?
• Игра с пасхальными яйцами
Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца,
малыш получит свой ранний урок в арифметике.
От 9 до 10 месяцев:
• "Осязательная" игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет
интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и
гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький
квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или
атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда
обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
• Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример,
плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите,исправит ли
малыш "положение" своих друзей.
• Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет
интересно отрывать эту ленту.
• Дайте ребенку "пирамиду"
Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он
будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень
качать из стороны в сторону.
• Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли
он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны
быть расположены предметы.
• Поиграйте в "дай мне игрушку"
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите
ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.
• Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики
одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики.
Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.
От 10 до 11 месяцев:
• Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас
удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь,
произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку
малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
• Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для
этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый
кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с
колокольчиком, отличить его по цвету.
• Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать
часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение
слушать.
• Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве
палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.
• Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали
по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она
долго будет катиться сама.
• Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте
поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие
от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут
могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда
телефон не будет выключен.
От 11 до года:
• Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его
покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он
поймет, о чем вы говорите.
• За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и
расскажите ему о том, что там видно.
• Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с
нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
• Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
• Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка,
например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша,
так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам
сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку.
Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы
малышу были видны только ленточки.
• Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку,
наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может
регулировать ее движение.
• Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий
стульчик, передвигать его по комнате.
• Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это
полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие
и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой,
положите в нее тяжелую книгу.)
• Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш
вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать
ритм.
• Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их.
Не завязывайте их тесемкой или лентой.
• Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как двигаются
тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
• Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как нужно
высыпать горох в миску.
• Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
• Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике или
скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или стульчик с
подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог взобраться на
него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно сесть на стульчик.
• Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему нравится
ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много игрушек с
фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним сильно стукнуть.