Перинатальная психология и психология беременности - Еще не родился... - Родителям о детях - Каталог статей - Сайт детской психологии
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 12:52

О детской психологии

Меню сайта
Категории раздела
Еще не родился... [1]
Что может карапуз? [1]
Привет, дошколята! [1]
Уже в школу? [1]
Кто ты, подросток? [1]
Наш опрос
Пользуетесь ли Вы помощи психологов?
Всего ответов: 160
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям о детях » Еще не родился...

Перинатальная психология и психология беременности

Перинатальная психология и психология беременности

 

Социально-психологические аспекты

 



Исследование влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребенка не является новым в психологии. Важность раннего общения матери и ребенка подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.”

Исследования, проведенные Рене Шпитцем раскрыли, что происходит с детьми, лишенными прочных эмоциональных отношений с матерью в первые три года жизни. Было установлено, что это вызывает глубочайшие душевные и физические расстройства”. Например, у грудных детей отсутствие таких контактов за два - три месяца приводит к общей остановке развития. Ребенок пугливо жмется к тем, кто за ним ухаживает, но, в конце концов, жалобное хныканье сменяется все большим безразличием. У ребенка наблюдается апатичность, хныканье, качание головой, бессонница и подверженность инфекциям, а эти последние нередко приводят к смерти”.

З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери.

Л.С. Выготский в концепции зон ближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны. Но все более становится ясным, что влияние материнской установки начинается гораздо раньше “...истинное воспитание начинается до рождения, только оно могущественно и эффективно и не поддается уничтожению”.

У Гегеля есть интересное рассуждение о влиянии матери на формирование души ребенка еще до рождения: “ ... ребенок в утробе матери, напротив обнаруживает такую душу, которая обладает действительным для себя бытием еще не в нем самом, а только в матери, почему его душа и не в состоянии поддерживать сама себя, но скорее поддерживается только душою матери” Далее Гегель говорит о том, что душа ребенка открыта для непосредственного воздействия на нее души матери.

Идеи философов подтверждаются последними исследованиями психологов и медиков. Французский психоаналитик Ф. Дольто обнаруживает ранние истоки детских неврозов и болезней: “Оказалось, что события, которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был зародышем в материнской утробе, - если его мать страдала от них и у нее не было никого с кем она могла об этом поговорить, - эти события способны вызвать у этого неродившегося младенца невроз. Этот ребенок своим телом будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать”.

Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И. Захарова: “...большинство детей, которых “не ждали” в дальнейшем заболевают неврозом страха” или “ Дети, пренатальное развитие которых усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха”(10, с.18). Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности и роды.

Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов. Причем подчеркивается, что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков. Другими словами организм у девочек более разнообразно отвечает на стресс матери. В то же время у мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии вследствие стресса матери.

Рассмотрев конкретно патологические влияния стресса матери, можно обнаружить следующее:

- переживания из-за отношений с супругом, обусловленные конфликтными межличностными отношениями приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), что расценивается как проявление психогенной заторможенности у мальчиков. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша;

- волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек;

-  состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушении сна, подверженности испугам и семейным переживаниям;

- перегрузки в учебе или на работе способствуют быстрым и стремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;

- нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек - быстрыми, стремительными родами.

Т.о. А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. В этом смысле не менее патологичным оказывается и фактор нежеланности ребенка. “ У матерей нежеланных детей роды чаще всего бывают преждевременными, по принципу “ с глаз долой из сердца вон”, и масса тела новорожденных как правило ниже нормы...

При нежеланной беременности дети уже с самого начала физически слабые с плохим аппетитом , часто и подолгу болеют. Нежеланные дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы и капризны, беспокойно спят, много плачут и долго не могут успокоится”.. Наука только начинает постигать тонкости пренатального и родового процессов. Хотя знание об их влиянии на всю последующую жизнь существовало в интуиции человечества всегда. Это подтверждает древний эпос, мифология, в которых существовала традиция почтительного отношения к беременности, родам, пренатальному периоду.

Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать - дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности.

Чувства матери влияли на развитие дочери поэтапно в процессе их взаимодействия начиная с беременности матери и кончая пубертатным возрастом дочери.

1. Если мать не получала удовлетворения от своего тела, а беременность доставляла ей лишь дискомфорт и страдание, ей хотелось скорейшего освобождения от плода, то у дочери может проявиться не только депрессия и повышенная тревожность, но и физиологические осложнения беременности (токсикозы, угрозы выкидышей и другое)

2. На этапе младенчества решающее значение для развития девочки имеет отношение матери ко всем телесным проявлениям младенца. Если мать осуществляла полный контроль за ними в плане насильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получала удовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать его ребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение к собственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызывают тревогу и недоверие, так как есть полная убежденность в невозможности самоконтроля ( « я не хозяйка своего тела, все , что с ним происходит , происходит помимо меня» ) Возникает острая потребность в контроле и оценивании извне . В данном случае беременная озабочена отслеживанием различных медицинских параметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос о самочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большее доверие, чем собственное самоощущение.

3. В пубертатный период необходимым условием дальнейшего развития становится отделение ребенка от матери и индивидуализация. Тому способствуют телесные изменения: тело девочки превращается в сексуально отзывчивое тело взрослой женщины. Но на процесс нормального отделения и создания прочного образа собственного Я влияют отношения с матерью . Если мать не довольна собой как женщина, не способна принять свое взрослое тело и своего сексуального партнера, она не может сама отделить себя от ребенка и позволить это отделение дочери . Старается сохранить симбиотическое единство с целью прожить в ребенке свою жизнь заново, наверстать все упущенное . Именно поэтому такая мать продолжает контролировать все телесные проявления дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплеск индивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образ наказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины за сексуальные отношения с партнером, приведшие к зачатию и , как следствие , к непринятию ребенка как в период внутриутробного развития , так и в дальнейшем .

Наступление первой беременности способствует появлению чувства глубокой биологической идентификации со своей матерью и в то же время позволяет закончить отделение от матери и индивидуализацию. Состоится ли это зависит от всех предыдущих этапов отношений, их нормального или патологического характера. В этот момент решается - станет ли беременность шагом к взрослому аутентичному Я , будет ли способствовать самоактуализации и личностному росту или же подтолкнет к патологичному пути развития - повторному проживанию чужих чувств , фиксаций , переносов .

Можно выделить следующие уровни, на которых происходят значительные изменения во время столь сложного процесса как беременность: физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный.

Беременность по нашему определению является, прежде всего, экзистенциальной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другим, миру. В самом деле, какой еще момент в жизни человека приводит к столь глобальным одновременным изменениям?

Меняется внешний облик женщины, ощущения поступаемые от тела, ритмы его функционирования.

Изменяется социальная позиция женщины как в макро - так и в микро-сообществе; она уже не активный член социума, но кто же тогда - пациент? Уже не ребенок своих родителей, но еще и не мать, в ее отношениях с отцом ребенка требуются новые формы и роли, ей предписываются новые виды отношений с врачами и работниками социальных служб.

Ее захлестывают сильные эмоциональные переживания иногда болезненные и пугающие, осложняющие как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), течение родов и последующие детско-родительские отношения, делая их патологичными и деструктивными.

Изменяется и позиция в мире; женщина чувствует себя причастной к акту творения, выходит на уровень надличностных переживаний, становится Матерью (безусловно, данный уровень переживаний не всегда осознается, как таковой, однако он находит свое выражение в ощущении значительности собственной миссии и требовании признания этого факта от окружающих).

Все эти разнородные процессы, по нашему мнению, находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее и динамично. В качестве значимых нами выделены следующие отношения: отношение к себе (и в частности как очень важный аспект самоотношения отношение к собственному телу), к отцу ребенка, к вынашиваемому ребенку. Мы считаем, что эти три типа отношений более всего влияют на протекание беременности, родов, эмоциональное состояние женщины и благополучие ребенка. У женщин на протяжении всей беременности, которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей, понимающей матери.

В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений (н-р собственное тело оценивается как становящееся все более безобразным, больным) течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем.

Предварительное пилотажное исследование, проведенное с 50-ю беременными женщинами в возрасте от 20 до 25 лет состоящими в браке не менее двух лет и 50 -ю небеременными женщинами той же возрастной группы и так же состоящими в браке не менее двух лет показало, что у первой группы за семь месяцев, прошедших с момента первого опроса наблюдается значительная динамика выделенных типов отношений у второй же динамика или отсутствует или незначительная. Становится понятным, что время беременности является, с одной стороны, наиболее продуктивным для личностного роста и развития сложившихся отношений, с другой стороны, наиболее опасным для развертывания негативных жизненных сценариев и деструктивных отношений, как у матери, так и у ребенка.

Понятие “ отношение “ используется нами в определении, данным Столиным (16) , как наиболее интегральный личностный смысл, осмысление объекта отношения в аспекте наиболее значимых деятельностей. Наиболее значимой деятельностью в данный момент является вынашивание ребенка и подготовка к его рождению. Таким образом, нас интересует как в процессе беременности изменяются оценки женщиной выделенных объектов отношений в плане их успешности в данной деятельности, каким образом влияет динамика отношений на протекание беременности , родов и ранних взаимоотношений с ребенком, что могут прояснить планируемые в дальнейшем исследования.

 

 

к.п.н., доцент кафедры валеопсихологии и физической культуры РГУ
Васильева О.С.,
к.п.н., перинатальный психолог

Могилевская Е.В

Категория: Еще не родился... | Добавил: Psyholog (18.07.2007)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 4.0/1
Поиск
Друзья сайта
7я.ру: все о детях и семье
  • Качественный ремонт компьютера
  • Центр психолого-педагогической поддержки и развития «Свой круг».

  • Copyright MyCorp ©