Перинатальная психология и психология беременности
Перинатальная
психология и психология беременности
Социально-психологические
аспекты
Исследование влияния матери на здоровье
и психическую полноценность ребенка не является новым в психологии. Важность
раннего общения матери и ребенка подчеркивается многими исследователями. Именно
в этот период в общении с матерью у ребенка формируется
базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни.
“Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери
формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую
жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности
окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной
неустойчивости.”
Исследования, проведенные Рене Шпитцем
раскрыли, что происходит с детьми, лишенными прочных эмоциональных
отношений с матерью в первые три года жизни. Было установлено, что это вызывает
глубочайшие душевные и физические расстройства”. Например, у грудных детей
отсутствие таких контактов за два - три месяца приводит к общей остановке
развития. Ребенок пугливо жмется к тем, кто за ним ухаживает, но, в
конце концов, жалобное хныканье сменяется все большим безразличием. У ребенка
наблюдается апатичность, хныканье, качание головой, бессонница и подверженность
инфекциям, а эти последние нередко приводят к смерти”.
З. Фрейд так же выводил невротические симптомы
и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со
специфическими страхами и травмами матери.
Л.С. Выготский в концепции зон ближайшего
развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к
тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны. Но
все более становится ясным, что влияние материнской установки начинается
гораздо раньше “...истинное воспитание начинается до рождения, только оно
могущественно и эффективно и не поддается уничтожению”.
У Гегеля есть интересное рассуждение о
влиянии матери на формирование души ребенка еще до рождения: “ ...
ребенок в утробе матери, напротив обнаруживает такую душу, которая обладает
действительным для себя бытием еще не в нем самом, а только в матери, почему
его душа и не в состоянии поддерживать сама себя, но скорее поддерживается
только душою матери” Далее Гегель говорит о том, что душа ребенка
открыта для непосредственного воздействия на нее души матери.
Идеи философов подтверждаются последними исследованиями
психологов и медиков. Французский психоаналитик Ф. Дольто обнаруживает
ранние истоки детских неврозов и болезней: “Оказалось, что события,
которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был
зародышем в материнской утробе, - если его мать страдала от них и у нее не было
никого с кем она могла об этом поговорить, - эти события способны вызвать у
этого неродившегося младенца невроз. Этот ребенок своим телом
будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать”.
Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И.
Захарова: “...большинство детей, которых “не ждали” в дальнейшем
заболевают неврозом страха” или “ Дети, пренатальное развитие которых
усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха”(10,
с.18). Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние
эмоционального стресса матери на внутриутробное
развитие ребенка, протекание беременности и роды.
Существуют данные о случаях развития неврозов у
детей в результате антенатальных психогенных факторов. Причем подчеркивается,
что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и
перенатальных отклонений, чем у мальчиков. Другими словами организм у
девочек более разнообразно отвечает на стресс матери. В то же время
у мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии вследствие стресса
матери.
Рассмотрев конкретно патологические влияния
стресса матери, можно обнаружить следующее:
- переживания из-за отношений с супругом,
обусловленные конфликтными межличностными отношениями приводят к эмоциональной
неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия
асфиксии), что расценивается как проявление психогенной заторможенности у
мальчиков. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе
выкидыша;
- волнения в начале беременности
отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и
преждевременных родах у девочек;
- состояния эмоциональной неудовлетворенности
образуют стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушении
сна, подверженности испугам и семейным переживаниям;
- перегрузки в учебе или на работе способствуют
быстрым и стремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;
- нарушение сна при беременности для мальчиков
чреваты обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек - быстрыми,
стремительными родами.
Т.о. А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный
стресс при беременности отрицательным образом сказывается не
только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении
родов, порождая различные трудности, как со стороны матери, так и со стороны
ребенка. В этом смысле не менее патологичным
оказывается и фактор нежеланности ребенка. “ У матерей нежеланных детей роды
чаще всего бывают преждевременными, по принципу “ с глаз долой из сердца вон”,
и масса тела новорожденных как правило ниже нормы...
При нежеланной беременности дети уже с
самого начала физически слабые с плохим аппетитом , часто и подолгу болеют. Нежеланные
дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы и капризны, беспокойно спят,
много плачут и долго не могут успокоится”.. Наука только начинает постигать
тонкости пренатального и родового процессов. Хотя знание об их влиянии
на всю последующую жизнь существовало в интуиции человечества всегда. Это
подтверждает древний эпос, мифология, в которых существовала традиция
почтительного отношения к беременности, родам, пренатальному
периоду.
Современные исследователи психологиибеременности ставят перед собой задачу изучения факторов, оказывающих
влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать - дитя,
эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии
окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с
людьми на течение беременности.
Чувства матери влияли на
развитие дочери поэтапно в процессе их взаимодействия начиная с беременности
матери и кончая пубертатным возрастом дочери.
1. Если мать не получала
удовлетворения от своего тела, а беременность доставляла ей лишь
дискомфорт и страдание, ей хотелось скорейшего освобождения от плода, то у
дочери может проявиться не только депрессия и повышенная тревожность, но и
физиологические осложнения беременности (токсикозы, угрозы выкидышей и
другое)
2. На этапе младенчества решающее значение для
развития девочки имеет отношение матери ко всем
телесным проявлениям младенца. Если мать осуществляла полный контроль за ними в
плане насильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получала
удовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать его
ребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение к
собственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызывают
тревогу и недоверие, так как есть полная убежденность в невозможности
самоконтроля ( « я не хозяйка своего тела, все , что с ним происходит ,
происходит помимо меня» ) Возникает острая потребность в контроле и оценивании
извне . В данном случае беременная озабочена отслеживанием различных
медицинских параметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос о
самочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большее
доверие, чем собственное самоощущение.
3. В пубертатный период необходимым условием
дальнейшего развития становится отделение ребенка от матери и индивидуализация.
Тому способствуют телесные изменения: тело девочки превращается в сексуально
отзывчивое тело взрослой женщины. Но на процесс нормального отделения и
создания прочного образа собственного Я влияют отношения с матерью . Если мать
не довольна собой как женщина, не способна принять свое взрослое тело и своего
сексуального партнера, она не может сама отделить себя от ребенка и позволить
это отделение дочери . Старается сохранить симбиотическое единство с целью
прожить в ребенке свою жизнь заново, наверстать все упущенное . Именно поэтому
такая мать продолжает контролировать все телесные проявления
дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплеск
индивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образ
наказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины
за сексуальные отношения с партнером, приведшие к зачатию и , как следствие , к
непринятию ребенка как в период внутриутробного развития , так и в дальнейшем .
Наступление первой беременности способствует
появлению чувства глубокой биологической идентификации со своей матерью и в то
же время позволяет закончить отделение от матери и индивидуализацию. Состоится
ли это зависит от всех предыдущих этапов отношений, их нормального или
патологического характера. В этот момент решается - станет ли беременность
шагом к взрослому аутентичному Я , будет ли способствовать самоактуализации и
личностному росту или же подтолкнет к патологичному пути развития - повторному
проживанию чужих чувств , фиксаций , переносов .
Можно выделить следующие уровни, на которых
происходят значительные изменения во время столь сложного процесса как беременность:
физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный.
Беременность по нашему
определению является, прежде всего, экзистенциальной ситуацией, затрагивающей
все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения
самосознания, отношения к себе, другим, миру. В самом деле, какой еще момент в
жизни человека приводит к столь глобальным одновременным изменениям?
Меняется внешний облик женщины, ощущения
поступаемые от тела, ритмы его функционирования.
Изменяется социальная позиция женщины как в макро
- так и в микро-сообществе; она уже не активный член социума, но кто же тогда -
пациент? Уже не ребенок своих родителей, но еще и не мать, в ее отношениях с
отцом ребенка требуются новые формы и роли, ей предписываются новые виды
отношений с врачами и работниками социальных служб.
Ее захлестывают сильные эмоциональные переживания
иногда болезненные и пугающие, осложняющие как отношения с другими, так и
процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), течение родов и
последующие детско-родительские отношения, делая их патологичными и
деструктивными.
Изменяется и позиция в мире; женщина чувствует
себя причастной к акту творения, выходит на уровень надличностных переживаний,
становится Матерью (безусловно, данный уровень переживаний не всегда
осознается, как таковой, однако он находит свое выражение в ощущении значительности
собственной миссии и требовании признания этого факта от окружающих).
Все эти разнородные процессы, по нашему мнению,
находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых
отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее
и динамично. В качестве значимых нами выделены следующие отношения: отношение к
себе (и в частности как очень важный аспект самоотношения отношение к
собственному телу), к отцу ребенка, к вынашиваемому ребенку. Мы считаем, что
эти три типа отношений более всего влияют на протекание беременности, родов,
эмоциональное состояние женщины и благополучие ребенка. У женщин
на протяжении всей беременности, которых сохраняется
позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка беременность и
роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в
послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль
заботливой, любящей, понимающей матери.
В тех случаях, когда наблюдается отрицательная
динамика этих видов отношений (н-р собственное тело оценивается как
становящееся все более безобразным, больным) течение беременности и родов
осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении
контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем.
Предварительное пилотажное исследование,
проведенное с 50-ю беременными женщинами в возрасте от 20 до
25 лет состоящими в браке не менее двух лет и 50 -ю небеременными женщинами той
же возрастной группы и так же состоящими в браке не менее двух лет показало,
что у первой группы за семь месяцев, прошедших с момента первого опроса
наблюдается значительная динамика выделенных типов отношений у второй же
динамика или отсутствует или незначительная. Становится понятным, что время
беременности является, с одной стороны, наиболее продуктивным для личностного
роста и развития сложившихся отношений, с другой стороны, наиболее опасным для
развертывания негативных жизненных сценариев и деструктивных отношений, как у
матери, так и у ребенка.
Понятие “ отношение “ используется нами в
определении, данным Столиным (16) , как наиболее интегральный личностный смысл,
осмысление объекта отношения в аспекте наиболее значимых деятельностей.
Наиболее значимой деятельностью в данный момент является вынашивание ребенка и
подготовка к его рождению. Таким образом, нас интересует как в процессе
беременности изменяются оценки женщиной выделенных объектов отношений в плане
их успешности в данной деятельности, каким образом влияет динамика отношений на
протекание беременности , родов и ранних взаимоотношений с ребенком, что могут
прояснить планируемые в дальнейшем исследования.
к.п.н., доцент кафедры валеопсихологии
и физической культуры РГУ Васильева О.С., к.п.н., перинатальный психолог