Как я стала психологом в Канаде - Свободный художник - Профессия детский психолог - Каталог статей - Сайт детской психологии
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 12:51

О детской психологии

Меню сайта
Категории раздела
Психологическа служба в детском саду [2]
Психологическая служба в школе [1]
Особые дети [1]
Свободный художник [1]
Методические разработки [4]
Себе, любимым! [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5585
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Профессия детский психолог » Свободный художник

Как я стала психологом в Канаде

Светлана Габидулина

Как я стала психологом в Канаде

Опубликовано на сайте ht.ru, 04 марта, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ А.Г.ШМЕЛЕВА

Светлана Габидулина, очевидно, не первая из выпускников факультета психологии МГУ, которой удалось добиться официального права работать частным практикующим психологом в стране с развитой официальной системой психологической помощи (в данном случае это Канада). Но именно в рассказе Светланы я увидел внимание к таким деталям организации системы сертификации профессионалов, которого нам так не хватает для построения в России собственной системы сертификации. Я попросил Светлану оформить свой устный рассказ в виде письменной статьи для нашего сайта. И надеюсь, что данная статья будет полезной не только выпускникам факультета психологии МГУ, мечтающим получить международную (зарубежную) лицензию, но и более широкому кругу наших специалистов (включая эйчаров), занимающихся организацией системы профессиональных испытаний.

На какие особенности системы сертификационных испытаний я бы порекомендовал обратить внимание читателей:

1) Использование тестовых технологий, предваряющих устный экзамен-собеседование. Причем компьютеризированных тестовых технологий! В последние годы в рамках госэкзаменов по психологии в МГУ мы (силами прежде всего моей лаборатории в МГУ, а также силами десятков авторов тестовых заданий – преподавателей многих кафедр факультета) создаем свою собственную систему компьютерного тестирования, основанную на банках из нескольких сот заданий. Но… у нашего нововведения до сих пор немало противников (внутри факультета), аргументы которых выглядят по международным меркам просто «детскими»: «детишки» устанут от дополнительного стрессового испытания и т.п. Обратите внимание: в теоретическом экзамене по психологии экзаменуемый в Канаде проходит тест не из 60 вопросов (как у нас), а из 300 (!). И не брюзжит при этом, а платит за это удовольствие сотни долларов. Причем тест охватывает не только ВСЕ значимые области общей и клинической психологии, но и области, которые, как кажется, непосредственного отношения к психологической помощи не имеют: матстатистику, индустриальную и организационную психологию, социальную психологию, этику и профессиональную практику (этика имеет самое непосредственное отношение к практике), эксперимент и основы конструирования тестов, нейропсихологию, теории обучения и т.п.

2) Значительное внимание этико-правовым аспектам деятельности психологов. Этому посвящен отдельный, причем ПЕРВЫЙ экзамен. Это весьма значимое отличие – на фоне правовой безграмотности, нигилизма и цинизма, которые у нас до сих пор процветают. Чтобы быть ответственным перед обществом за качество своих услуг, профсоюз психологов в Канаде БЕСПОЩАДНО изгоняет из своей среды (или просто не допускает в нее) всех горе-профессионалов, которые не только наносят, но только еще собираются нанести ущерб профессионально-этической репутации данного профсоюза (!).

3) Используется активно метод практических проблемных ситуаций (кейсов). Причем и в тестово-письменной форме (первый экзамен) и в форме устного моделирования (разыгрывания сценок) на устном экзамене. Увы, опыт наших составителей заданий и экзаменаторов по психологии в этой области следует признать ничтожным. Об этом говорит беглый взгляд на банки собранных нами заданий: среди сотен вопросов лишь единицы содержат попытку моделирования практических проблемных ситуаций (!).

Хотелось бы открыть данной статьей обсуждение вопроса, посвященного сравнению нашей системы профессиональных экзаменов и западной. Ждем заинтересованных откликов!

В завершении этого предисловия я считаю необходимым поблагодарить Светлану за проделанную ей работу – ради просвещения бывших соотечественников, поотставших в этих вопросах (вопросах создания серьезных систем сертификации специалистов), увы, на полсотни лет. Не секрет, что многие наши бывшие соотечественники, пройдя трудную школу испытаний на Западе и завоевав там определенные профессиональные позиции, не всегда склонны были в 90-е годы делиться своим опытом перед «будущими волнами эмигрантов-конкурентов».

профессор МГУ А.Г.Шмелев

КАК Я СТАЛА ПСИХОЛОГОМ В КАНАДЕ (о системе сертификации практических психологов в Канаде)

Прежде чем описать свой опыт в Канаде, мне хотелось бы поблагодарить Александра Георгиевича Шмелева за возможность выступить на этих страницах. Александр Георгиевич был научным руководителем моих курсовых и дипломного проектов и бессменным консультантом моей кандидатской диссертационной работы, выполненной на тему «Психосемантика городской среды» под официальным руководством Б.М.Величковского.

Итак, мы с мужем (специалистом в области технического перевода) прилетели в Торонто в конце апреля 2000 года. Было интересно – новый город, красивое озеро, совсем другие люди, говорящие, в основном, по-английски. Конечно, мне хотелось работать по специальности. Во-первых, потому что я считаю, что психолог – очень интересная профессия, во-вторых, потому что альтернативы для эмигрантов довольно скромные – малоквалифицированные и плохооплачиваемые работы типа "cleaning lady" (это все же не совсем "леди", а уборщица, убирающая чужие дома) или "babysitter" (что само по себе неплохо, но стоит около 7 долларов в час, на эти деньги здесь не проживешь).

Надежды получить работу в университете, подобную той, что я имела в Москве (а перед отъездом я работала в должности доцента на кафедре педагогики и психологии в Московском лингвистическом университете) оказались призрачными. Вакансии в академической среде появляются редко, профессора как-то "присиделись", и на каждое место обычно много кандидатов, вполне достойных людей с североамериканским образованием и "родным" английским. Словом, в этой задаче (найти работу по специальности) был определенный, как говорят канадцы, "challenge".

Я начала звонить в разные места, где, как мне казалось, можно было найти психологов, и везде поначалу встречала вежливый отказ. Эта ситуация, в общем, типична для эмигрантов без "канадского опыта".

Профессора университетов, с которыми я свела знакомство в то время, оказались в большинстве своем милыми интеллигентными людьми, с которыми было приятно поболтать за чашечкой кофе (с некоторыми из них я дружу по сей день). Но в отношении работы все они разводили руками, и разговор "уплывал" куда-то в сторону - в русскую ментальность, эстетику, проблемы образовательной системы и т.д.

Но вот, наконец, в Онтарийском Обществе Психологов мне дали телефоны трех психологов, говорящих по-русски. Первые два попросту не ответили на мои телефонные сообщения. Зато секретарь третьего сразу откликнулась и назначила мне интервью с психологом. Это и оказался мой счастливый билет.

Марек (психолог этот был родом из Варшавы) оказался очень милым, симпатичным и умным человеком. Он бегло говорил на нескольких языках, включая русский, и в свое время работал с Лурией, а также в институте имени Бехтерева в Ленинграде. Ему нужен был помощник для работы с русскими клиентами (тестирования и психотерапии), и он предложил мне попробовать. Конечно, я согласилась с радостью. Так произошел мой переход из психологии городской среды в реабилитационную психологию. Я изучила батарею нейропсихологических тестов, которые применяются в Канаде, а также вспомнила те основы психотерапии, которые были мне преподнесены в Академии Практической Психологии при МГУ (большое спасибо преподавателям и директору Академии Сергею Рэмовичу Пантилееву). Где-то через год Марек сказал мне: "Почему бы Вам с Вашим дипломом кандидата наук не подать на регистрацию в Колледж Психологов Онтарио (это не обучающий колледж, а организация, выдающая лицензии и регулирующая психологическую практику)? Я подумала, взвесила все "за" и "против" и решила попробовать.

Дело в том, что любая профессиональная лицензия в Канаде, будь то лицензия хиропрактора, медсестры или психолога – это большая ценность. И у многих уходит немало денег и лет на то, чтобы ее получить. Приехав в Канаду из другой страны – России, Украины, Индии, Китая – с университетским дипломом или кандидатской степенью, вы не можете называть себя психологом и открывать свою практику. Вы можете звать себя кем угодно – консультантом, гадалкой, потомственной ясновидящей, парапсихологом – и давать свою рекламу. Не возбраняется брать деньги за этот малый бизнес и давать ценные советы. Но психологом может называться только тот, кто получил канадскую лицензию. Она свидетельствует о том, что вы обладаете необходимой суммой знаний в этой области, можете ставить диагнозы в соответствии с DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition) и можете получать деньги от страховых компаний, отпущенные на психолога. Обычно в каждой крупной фирме и на государственных предприятиях существует страховой план для работников («социальный пакет»), который предусматривает оплату услуг тех специалистов, которые не поддерживаются системой государственного страхования. К ним относятся дантисты, окулисты, психологи, а также некоторые представители нетрадиционной медицины (правда, не гадалки).

Для того, чтобы получить лицензию на самостоятельную практику, необходимо было сделать следующее:

1) Заполнить форму, в которой подробно описываются все университетские курсы, когда-либо мной прослушанные. Трудность с дипломом МГУ была прежде всего в том, что там не указывалось количество часов, отведенных на каждый курс. Кроме того, предметы, например, общую психологию, надо было "расписать" подробно – ощущения, восприятие, эмоции и т.д. Потом специальная комиссия должна сравнить качество и количество предметов с их канадскими эквивалентами и написать свой вердикт, который обычно лоббирует интересы платного образования в Онтарио. Мне, например, предписали прослушать в местном университете курс психодиагностики.

Честно говоря, меня это возмутило – я, взрослая женщина, обремененная семьей, домом и работой, должна все это бросить, заплатить кучу денег и пойти слушать их лекции! Поэтому я еще раз прошлась по своей форме и, проанализировав ее, выделила 325 часов, потраченных мною на изучение психодиагностики в период обучения в МГУ. Это сильно превышает местные нормативы. Поэтому я привлекла внимание уважаемой комиссии к этому факту, и она через пару месяцев со мною письменно согласилась.

2) После этого мне нужно было найти двух руководителей практики, в чем мне также помог Марек, который стал моим основным руководителем. Другая руководительница работала психологом в большой клинике, где я провела год. Задача найти руководителей и отработать в Онтарио 2000 часов и есть тот самый камень, о который спотыкаются многие приехавшие сюда психологи. Поясню, что под «практикой» в данном случае понимается не самостоятельное оказание психологической помощи, а работа ассистентом лицензированного психолога.

3) В процессе практики, которая обычно длится 1.5-2.5 года, психологи должны сдать три профессиональных экзамена:

а) письменный (тестовый) по этике и законодательству,
б) письменный (тестовый) по психологии,
в) устный по психологии.

Каковы организационные и финансовые условия при выполнении экзаменов?

Предварительные тестовые экзамены (по этике и по теории) являются фильтром: без положительной оценки за эти экзамены нельзя получить доступ к следующему экзамену. Каждый экзамен оплачивается отдельно, чеком, стоимость (на момент моей сдачи) была 400 долларов за этику, и по 800 за каждый экзамен по психологии.

Заранее объявленных для испытуемых границ в баллах на тестовых экзаменах (по числу правильных ответов) не существует. Результаты каждый раз сравниваются со средним по данной группе сдающих (по-моему, "порог" выше, чем среднее, но этого никогда и никто толком не объяснял).

На сайте Колледжа есть расписание экзаменов (каждый из экзаменов можно сдавать 2 раза в году). Личные результаты посылаются только лично экзаменующемуся по указанному им адресу. Эта система действует даже в начальной школе, где нет общих родительских собраний и об успехах Вашего ребенка Вам скажут лично, в 15-минутном интервью.

Каково содержание и технология экзаменов?

Для экзамена по этике и законодательству необходимо было изучить Кодекс Психолога, а также все нормативные документы, регулирующие деятельность профессионалов от медицины, и в частности, психологов. Экзамен (в то время он был бумажным, сейчас, наверное, уже компьютеризирован) состоял из 60 вопросов с жестким лимитом времени, примерно по минуте на ответ, форма – множественный выбор. Вопросы были сформулированы в виде конкретных ситуаций (кейсов), требующих применения законов и этического кодекса. Особенную озабоченность у Колледжа вызывает желание (и возможность) профессионала и клиента вступить в сексуальные отношения. За это можно лишиться лицензии минимум на 5 лет (!).

Примеры вопросов, которые я запомнила с 2001 года, следующие:

- Если клиент в благодарность за лечение пришлет Вам 30 банок черной икры, Вы должны:

А. Отослать их ему обратно с объяснением, что Вы не имеете права принимать от клиентов подарки.
Б. Переслать их в какой-нибудь детский дом.
В. Принять икру и угостить своих товарищей.
Г. Ничто из вышеперечисленного.

- Если клиент, лечение которого Вы закончили 3 года назад, случайно встречает Вас на вечеринке, и между вами вспыхивает взаимная симпатия, и приглашает Вас потом в отель, Вы должны:

А. Отказаться, так как неэтично вступать с клиентами в неформальные отношения.
Б. Пойти, если желание обоюдно.
В. Пойти, так как истекло 3 года с момента окончания лечения.
Г. Позвонить в Колледж и спросить совета.

Как, наверное, догадывается читатель, в последнем примере "фишка" заключается в 3 годах, которые обозначают тот предел, за которым неформальные отношения возможны.

Когда экзаменующийся получает результат (обычно это происходит через 6 недель), то в нем не содержится обратной связи, то есть ты так и не знаешь, на какие вопросы ответил неправильно.

Для следующего экзамена – письменного по психологии – необходимо было заказывать дорогущий (около 1000 долларов) пакет книг из Америки (США). Ни в каких библиотеках Канады подобных книг нет. Эти восемь книг представляют следующие разделы психологии: психодиагностику, матстатистику, индустриальную и организационную психологию, социальную психологию, этику и профессиональную практику, эксперимент и основы конструирования тестов, нейропсихологию, теории обучения, психотерапию, школьную и возрастную психологию, диагностику интеллекта, работу с маргинальными группами населения по месту жительства, клиническую психологию, психофармакологию и патопсихологию. Что касается демоверсии, то что-то похожее на нее (но не совпадающее с реальными вопросами экзамена) есть на CD диске, который прилагается к пакету экзаменационных книг. На каждую тему по психологии приходится примерно по 8 вариантов наборов вопросов.

Сам экзамен состоял из 300 вопросов, 80 из которых не учитывались при окончательном подсчете результатов (это, очевидно, вопросы, которые войдут после сбора статистики в состав следующей версии теста). Экзамен был на компьютере. Те вопросы, которые отвечающий помечал "галочкой" (то есть "не уверен") можно было потом исправить, остальные вопросы фиксировались "намертво". Форма экзамена была та же - множественный выбор.

Для меня материал был, в основном, знакомый, хотя и основательно подзабытый. Новой областью была психофармакология (все эти новые антидепрессанты с их химическими и брэндовыми названиями). Пожалуй, много новых для меня фактов и микротеорий было в области социальной и индустриальной психологии. А мозг – он и есть мозг, и за 20 лет, прошедших после моего окончания мной университета, он мало изменился (то есть, базу моих знаний по анатомии и физиологии сформировали те самые курсы, которые наши студенты-психологи в МГУ получали на биофаке и при кафедрах психологии и нейро-патопсихологии).

Вот примеры вопросов из этого экзамена:

- Клиент, долгое время бывший в депрессии, демонстрирует улучшение. Однако, в разговоре с Вами он упоминает о суицидальных мыслях. Вы должны:

А. Принудительно его госпитализировать.
Б. Заключить с ним "контракт о несовершении суицида".
В. Узнать, имеет ли он конкретный план суицида.
Г. Рассматривать его утверждение как преувеличение симптомов, так как его улучшение налицо.

-Билл экспериментирует с барбитуратами. Он начал с малых доз. Со временем он увеличивает дозы. Билл демонстрирует:

А. Устойчивость
Б. Зависимость
В. Уход
Г. Привыкание

Результаты этого экзамена приходят также примерно через 6 недель. Причем многие, насколько я знаю, сдают этот экзамен со второго или третьего раза.

Последним был устный экзамен по психологии. Это довольно сложное испытание, прежде всего, из-за ситуации сильного психологического давления. Наш экзамен проходил в отеле Мариотт, который специально арендовался для этой цели. В типовом гостиничном номере сидела комиссия из трех психологов разной степени "маститости" – из католической школы, нейропсихологического отделения клиники и из частной практики. Продолжительность беседы – около 1 часа.

Никакой предварительной подготовки к этому экзамену не бывает. Можно было лишь просмотреть книги по психологии и этический кодекс. Нет никаких «билетов», которые можно вытягивать из кучки и по часу готовиться, к чему привыкли у нас.

Экзаменаторы задавали множество самых каверзных вопросов, охватывающих все сферы жизни практического психолога, даже изображали из себя клиентов (!). Мне запомнился, например, следующий вопрос:

- К Вам приходит женщина, муж которой был в тяжелой аварии и в настоящее время недееспособен. Она говорит: "Как хорошо, что Вы женщина! А то мой предыдущий психолог предлагал мне с ним встречаться. Но он очень милый человек, и я не хочу ему неприятностей". Что Вы, как профессионал, сделаете?

Оказывается, правильный ответ, что я, как профессионал, должна сообщить («настучать»!) об этом поведении коллеги в Колледж, невзирая на желание (нежелание) клиента.

Как я уже говорила, эта "головомойка" длилась около часа, и все время было такое чувство, что ты ходишь по минному полю. После экзамена пришлось еще около часа ждать в гостиничном коридоре, пока уважаемая комиссия не вынесет решение (типа "годен-не годен"). Зато потом было чувство глубокого облегчения, близкого к эйфории (и стоимость экзамена, кстати, тоже немаленькая – около 800 долларов).

Комиссия тепло поздравила меня с лицензией, а председатель комиссии даже неожиданно заговорил по-русски.

После первой эйфории пришло время подумать о том, как лучше организовать собственную частную практику, потому что место в большой клинике получить почти так же трудно, как и в университете. Но это тема уже другой статьи.

Категория: Свободный художник | Добавил: Psyholog (04.04.2008)
Просмотров: 1560 | Теги: психолог, сертификация, лицензия, практика, за рубежом, за границей | Рейтинг: 4.0/1
Поиск
Друзья сайта
7я.ру: все о детях и семье
  • Качественный ремонт компьютера
  • Центр психолого-педагогической поддержки и развития «Свой круг».

  • Copyright MyCorp ©