Там, где побеждается страх, начинается мудрость. Б. Рассел
Кто такой специальный психолог? В чём заключается его деятельность?
Безусловно, что специальный психолог - человек особого
склада души, любящий детей и свою работу, стремящийся узнавать что-то
новое, обладающий хорошими творческими способностями, помогающими найти
индивидуальный подход к каждому ребёнку. На мой взгляд, эта профессия
подразумевает постоянное совершенствование и самовоспитание со стороны
специалиста, улучшающего себя в самом процессе взаимодействия с детьми.
Основными направлениями деятельности психолога являются:
психодиагностика, психокоррекция, психопросвещение, психопрофилактика,
психоконсультирование.
Психодиагностика подразумевает выявление агрессии,
тревожности, личностных, мотивационных, познавательных и других
особенностей детей. Но на этом этапе работа психолога не заканчивается.
Он должен разработать рекомендации для каждого ребёнка, письменно
оформив их, и провести коррекционные занятия с теми учениками, у
которых выявлены отклонения от нормы. Эти занятия проводят
индивидуально или с группой в форме тренингов, упражнений или игр для
дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на устранение
проблемы.
Также психолог занимается психопрофилактикой, которая
включает в себя объяснение вреда курения и употребления психоактивных
веществ, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение
правонарушений. Кроме того, он ведёт просветительскую работу с
родителями и преподавателями, выступая на педагогических советах и
родительских собраниях и рассказывая при этом особенности психологии
детей определённого возраста по предложенной ему заранее теме.
Некоторые психологи в школах индивидуально консультируют родителей и
детей по волнующему их вопросу, помогая понять причину проблемы в ходе
индивидуальной беседы.
Эта работа включает в себя большой объём ведения
документации, которую психолог должен вести. Если я правильно понимаю,
то иногда он должен проводить больше времени за бумагами, чем работая с
учениками.
Сочетание способности аккуратно и верно вести документы с
открытостью и любовью к детям редко даётся человеку от природы и думаю,
что воспитать в себе все эти личностные качества, развить навыки и
умения, необходимые для данной профессии довольно сложно.
В настоящее время постепенно возрастает поток информации,
воздействующей на человечество, и стрессов, возникающих от её неверного
понимания. Поэтому увеличивается важность знания основ психологии для
всех и тем более - для людей, имеющих какие-то нарушения психического
или физического развития, и их родственников. Основной задачей
образования, в том числе специального, является обеспечение
социализации детей, максимальной приспособленности к внешним условиям
существования с учётом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений,
чтобы они смогли найти свою профессию, быть успешными в жизни.
Меня заинтересовала и удивила работа со слепыми и
слабовидящими детьми, потому что раньше я не размышлял над тем, как
можно помочь таким ученикам уверенно чувствовать себя в обществе.
Думаю, что смысл работы с такими детьми - научить их ориентироваться в
окружающем мире, объяснить, как он устроен, не видя его, развить другие
анализаторные системы, способствующие компенсации восприятия мира без
главного источника информации нормального человека. И таким образом
помочь социализироваться таким людям.
Психолог, дефектологи, воспитатели в детском саду
компенсирующего вида помогают детям с задержкой психического развития,
олигофренией ещё в дошкольном возрасте догнать сверстников и нормально
развиваться. Сам по себе диагноз ЗПР не является пожизненным, а может
быть снят при успешном и своевременном проведении коррекционных
занятий. По моему мнению, от того, насколько профессионал душевно и
качественно выполняет свою работу, напрямую зависит полученный
результат, количество выздоровевших детей.
При этом родители, безусловно, должны общаться со своими
детьми, помогать преодолеть их сложный недуг, потому что именно
совместно с родственниками специалисты могут добиться стойкого,
положительного результата. Участие, взаимопомощь, эмоциональная
поддержка, понимание, терпимость являются мощным психологическим
средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих
веру в свои силы, восстанавливающих позитивное отношение к себе.
Ощущение духовного и социального благополучия базируется
на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном
понимании своей собственной независимости и автономности. Ощущение
благополучия связано с тремя основными жизненными "опорами", к числу
которых относятся семья, профессия и ближайшее окружение вне семьи.
В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях
реализует осознание своей причастности и независимости. Указанные три
связи с миром важны в процессе компенсации тех или иных нарушений.
Способность человека совладать с тяжёлыми испытаниями и трудностями во
многом зависит от прочности "опор".
Все профессионалы коррекционных учреждений должны
стараться обеспечить детям максимальный психологический уровень
компенсации, который связан со способностью человека к адекватной
оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке
реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В
подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его
волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.
Знание психологии мне пригодится при трудоустройстве на
работу и в жизни. При этом нужно будет обязательно самостоятельно
читать много литературы, касающейся интересующей меня области,
пробовать работать на разных должностях, знать, чего ты хочешь и просто
верить в себя.