Предупреждение психологических перегрузок детей раннего возраста.
Предупреждение
психологических перегрузок детей раннего возраста.
Понятие психологическая перегрузка чаще всего
раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». Что
же может угрожать психическому здоровью ребенка, т.е. вызывать у него
психологические перегрузки в условиях детского сада? Предусмотреть все
источники опасности психологического здоровья,довольно сложно. Однако можно обозначить основные направления поиска
причин психологических перегрузок с целью выработки системы упреждающих мер,
как части оздоровительной программы.
1.Внешние причины возможных психологических перегрузок у детей.
1)Физические:
-нерациональное питание;
-недостаток свежего воздуха (сокращение продолжительности прогулок,
отсутствие режима проветривания помещений);
-«враждебность» окружающей ребенка среды (неудачное цветовое и световое
оформление, недоступность игрового материала, отсутствие возможности активно
двигаться);
-неблагоприятные погодные условия.
2)Социальные:
-неправильная организация общения со взрослыми (преобладание
авторитарного, либо попустительского стилявоспитания, неустойчивость воспитательской позиции);
-нарушение межличностных отношений с другими детьми (ребенок может быть
отвергнутсверстниками, стать объектом
грубого, даже жестокого обращения);
-отсутствие понятных детям и доступных для выполнения правил,
регулирующих его поведение в условиях детского сада;
-нерационально выстроенный режим жизнедеятельности детей (слишком
продолжительные однообразные занятия, например, за столом, эмоциональная
скудность занятий, слишкомчастая и
резкая смена деятельности).
2.Причины психо-эмоциональных перегрузок, вызванные личностными и
физическими особенностями самого ребенка.
-патология или выраженные особенности физического развития (нарушения
зрения, слуха, чрезмерная тучность и т.д., что вызывает физическую
невозможность выполнения ребенком всей деятельности, предусмотренной программой
ДОУ);
-перенесенное заболевание;
-сформировавшиеся в результате дисгармоничного стиля семейного
воспитанияпривычки поведения,
которыемогут помешать ребенку успешно
адаптироваться к условиям детского сада (привычка постоянно быть в центре
внимания, добиваться своего капризами, чрезмерная боязливость, элементы
деструктивного поведения и т.д.);
-отсутствие автономности (зависимость от взрослых, беспомощность в
ситуациях, когда приходится действовать самостоятельно);
-осознание ребенком собственной неуспешности на фоне успешности других
детей.
Признаками
наличия у ребенка психо-эмоциональных перегрузок могут служить следующие
проявления (при условии, что ранее они не наблюдались):
1.Изменения поведения:
-беспокойство, непоседливость;
-трудности засыпания и беспокойство во сне;
-агрессивность;
-проявление упрямства;
-беспричинная обидчивость, плаксивость;
-стремление что-либо сосать, много и жадно есть, или же отсутствие
аппетита, отказ от еды;
-стремление к уединению, боязнь контактов со сверстниками;
-наличие навязчивых движений (подергивания, раскачивание, дрожание рук и
т.д.)
-дневной или ночной энурез.
3.Изменение
психо-эмоционального состояния ребенка:
-рассеянность, невнимательность;
-отсутствие уверенности в себе (ребенок ищет поддержки взрослых,
«жмется» к ним);
-повышенная тревожность;
-боязливость;
-резкие смены настроения;
-общее снижение настроения.
4.Изменение внешнего вида:
-ребенок может терять в весе (или стремительно набирать вес);
-усталый вид, даже после несущественной нагрузки.
В случае возникновения у ребенка тревожных симптомов
следует:
-обеспечить ребенку режим наибольшего эмоционально благоприятствования
(оградить от острых переживаний, создать спокойный позитивный эмоциональный
фон, обстановку доброжелательности и понимания);
-выявить причину стрессового состояния и по возможности устранить ее
(возможно, с привлечением специалиста-психолога);
-при подозрении на состояние хронического стресса непременно нацелить
родителей ребенка на незамедлительное посещение врача-невропатолога.